изучение и развитие стиля каратэдо - ситорю
Телефон:
Адрес:
г. Нижний Новгород, 603000, Нижний Новгород, ул. Варварская д.32.

Билет № 6.7. Основные принципы тренировки

« Назад

Билет № 6.7. Основные принципы тренировки  12.01.2022 12:50

Принцип единства общей и специальной физической подготовкиВ основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим разносторонним развитием спортсмена. Эта взаимосвязь объясняется двумя закономерностями:

1. Единством организма, т. е. взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности. А так как организм представляет собой единое целое, то развитие одних способностей, свойств и качеств не может происходить изолированно от развития других. И наиболее успешнее развивается каждая из способностей, если идет одновременное развитие и других способностей, но в определенном соотношении и до оптимального уровня.

2. Взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг навыков и умений, сходных по структуре с соревновательным упражнением, тем благоприятнее предпосылки для овладения новыми навыками и совершенствования ранее освоенных.

    Необходимо учитывать и то, что наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма, при этом общая подготовка (физическая, техническая, тактическая и психологическая) предшествует углубленной спортивной специализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних занятий спортсмена, создавая предпосылки для спортивной специализации. Это означает, что большой прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе общего подъема функциональных и физических возможностей спортсмена. Высокий уровень развития всех органов и систем организма определяет повышение той или иной его способности. В то же время, чем шире круг его двигательных умений и навыков, тем успешнее он осваивает необходимые движения в избранном виде спорта, поэтому из процесса спортивной тренировки нельзя исключать ни общую, ни специальную подготовку. Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования, при этом необходимо находить как оптимальное соотношение общей и специальной подготовки, так и правильную последовательность их применения. От умения тренера правильно планировать оптимальное соотношение объемов и интенсивности обоих видов подготовки в большей степени зависят достижение спортсменом «спортивной формы» и достижение высших результатов на основных соревнованиях сезона. Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимосвязи их содержания: содержание общей подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.
    Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки.
    В практике встречается как чрезмерное сужение общей подготовки, так и чрезмерное увеличение ее удельного веса на отдельных этапах тренировочного процесса.
    Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Принцип непрерывности тренировочного процесса (или систематичности) выражается в непрерывности тренировочного процесса и предлагает построение спортивной тренировки как круглогодичного и многолетнего процесса при регулярности занятий на протяжении всего периода активных занятий спортом. Количество тренировочных занятий, их содержание, характер нагрузок должны обеспечивать неуклонный рост мастерства спортсменов.

При этом необходимо учитывать три основные положения:

1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, который гарантирует наибольший кумулятивный эффект спортивной специализации;

2) интервал отдыха между занятиями выдерживается в пределах, которые гарантируют в общей тенденции восстановление и повышение работоспособности, причем в рамках микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха;

3) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их.

   В данном случае под «следами» подразумеваются те функциональные и различные другие изменения в организме, которые вызываются тренировочными нагрузками и выражаются в повышении работоспособности спортсмена, в развитии его физических качеств, формировании или закреплении умений и навыков.

    Следовательно, главный смысл второго и третьего положений заключается в том, чтобы не допустить излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем создавать условия для прогрессирующих достижений. При этом в рамках тренировочных микроциклов при определенных условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления работоспособности или некоторых функциональных показателей. Это позволяет создавать уплотненный режим нагрузок и отдыха. Нагрузочные эффекты предыдущего и последующего занятия в таком случае суммируются особенно значительно, благодаря чему создается мощный стимул для последующих восстановительных и адаптационных процессов. В то же время благодаря увеличенной частоте занятий создаются благоприятные условия для упрочения уже освоенных двигательных навыков.

    Но это возможно только при достаточной подготовленности спортсмена и обязательном чередовании нагрузки и компенсаторного отдыха. Отдых может иметь характер как относительной «разгрузки» (т. е. тренировочные занятия с пониженным уровнем нагрузки или активный отдых), так и отдых в прямом смысле.

    Таким образом, общее правило методики физического воспитания  начинать последующее занятие на фоне полного восстановления или «сверхвосстановления»  получает в методике спортивной тренировки особое содержание. Здесь это правило распространяется не обязательно на каждое отдельное занятие, а лишь на определенные занятия из числа составляющих некоторую серию (тренировочный микроцикл). Число занятий при этом и величина интервалов между ними зависят от ряда конкретных обстоятельств (от уровня тренированности спортсмена, периодов и этапов тренировки). Благодаря такому подходу к построению тренировочного процесса он отличается от других форм физического воспитания особой уплотненностью и подлинно органичной непрерывностью.

    Гетерохронность (неодновременность) восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов позволяет спортсмену тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Непрерывность тренировочного процесса связана со степенью и продолжительностью воздействия отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий или соревнований, а также отдельных циклов подготовки на состояние работоспособности спортсмена.

   Эффект этих воздействий непостоянен и зависит от продолжительности нагрузки, ее направленности и величины.

Различают ближний тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

БТЭ  это те изменения функционального состояния, которые возникают в конце упражнения или занятия, а также процессы, происходящие в организме при непосредственном выполнении самих упражнений.

СТЭ  это последствие выполнения упражнения и ответное реагирование системы организма на данное упражнение или занятие, т.е. это фаза относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала повторной нагрузки организм может находиться в состоянии недовосстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состоянии суперкомпенсации, т. е. более высокой работоспособности, чем исходная.

КТЭ  это совокупность различных следовых эффектов, которые приводят к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Но такие положительные изменения в состоянии подготовленности возможны только при правильном построении спортивной тренировки и через достаточно длительное время.

   Таким образом, непрерывность тренировочного процесса обеспечивается взаимодействием ближним, следовым и кумулятивным тренировочными эффектами.

Принцип цикличности тренировочного процесса заключается в систематическом повторении (относительно законченном кругообороте) структурных его единиц (тренировочных заданий и занятий средних, малых и больших циклов).

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т. е. отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т. д. Но процесс идет не по кругу, а по спирали.

Эффективность построения тренировки зависит от того, насколько рационально сочетаются ее повторяющиеся и динамические черты.

Весь тренировочный процесс (от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки) строится в форме циклов. Циклы тренировки  это наиболее общие формы ее структурной организации. В зависимости от масштабов времени, в пределах которого строится тренировочный процесс, различают:

 микроциклы (продолжительность от 2–3 дней до 7–10 дней);

 мезоциклы (продолжительность от 3 до 5–6 недель);

– макроциклы (продолжительность от 3–4 до 12 месяцев и более, например, полугодичные, годичные и четырехлетние (олимпийские) циклы).

Каждый новый цикл является продолжением и развитием предыдущего. Ориентация на цикличность позволяет систематизировать задачи, средства, методы, величину тренировочной и соревновательной нагрузки.

Для рационального построения тренировочного процесса необходимо руководствоваться следующими положениями:

1) учитывать необходимость систематического повторения основных элементов ее содержания и одновременно последовательно изменять тренировочные задания, в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;

2) находить в структуре тренировочных циклов соответствующее место для целесообразного использования средств и методов тренировки;

3) нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки.

    Принцип постепенного увеличения тренировочных нагрузок и прогрессирования заключается в постепенном наращивании нагрузок до максимального предела. Он предусматривает постановку и выполнение новых, более сложных заданий, в которых постепенно нарастает трудность, а также общий объем и интенсивность нагрузки. Это обусловлено необходимостью готовить спортсменов к предельной мобилизации сил во время соревнований. Увеличение нагрузки достигается за счет изменения различных ее параметров. Как только нагрузка становится привычной, она уже не может служить основным фактором положительных изменений в организме занимающихся. По мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки. Исследования показывают, что если спортсмен долгое время не обучался новым движениям, то при переходе на новый этап трудностей его обучаемость снижается (особенно в таких видах спорта, как гимнастика, фигурное катание, акробатика и т. п.). Кроме того, этот принцип определяет зависимость прочности приобретаемых навыков от величины нагрузки. Повышение нагрузки возможно лишь тогда, когда формируемый навык прочно закреплен и спортсмен освоил предлагаемые нагрузки. Непрочно закрепленные навыки под воздействием нагрузок легко утрачиваются. Отсюда следует, что формирование двигательного навыка обусловливает постепенное наращивание нагрузок.

Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда приводит к положительным результатам, когда новое задание и связанные с ним нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма, соответствуют индивидуальным особенностям спортсмена.

Специалисты считают, что при реализации данного принципа следует придерживаться следующих положений:

1) рост спортивных достижений происходит только при неуклонном постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок (как в отдельных тренировочных занятиях, так и всю многолетнюю тренировку);

2) для значительного увеличения функциональных возможностей спортсмена, необходимо в тренировку периодически включать максимальные нагрузки в соответствии с его индивидуальными особенностями и уровнем подготовленности;

3) «максимум» нагрузки должен интенсивно возрастать по мере роста тренированности спортсмена, т. к. максимальная прежде нагрузка может быть самой обычной и перестанет стимулировать рост функциональных способностей организма.

Принцип волнообразности изменения нагрузки. Волнообразный характер нагрузки основан на закономерностях процессов утомления и восстановления, которые требуют чередования нагрузок и отдыха, изменения величин и характера нагрузок в различных циклах тренировочного процесса.

Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии  она приобретает волнообразный характер как для относительно небольших отрезков тренировочного цикла, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.

Тенденция постепенного и в то же время стремительного увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается в их волнообразной динамике, хотя в спортивной тренировке возможны и иные варианты динамики нагрузок (прямолинейно-восходящий, скачкообразный («пилообразный»), ступенчатый) (рис. 9).

Прямолинейно-восходящий вариант характеризуется постепенным повышением и объема, и интенсивности нагрузки одновременно, параллельно. Целесообразно в первые годы тренировки применять равномерные приросты объема до 30–45 % в год, а интенсивности – до 15–20 %.



Категории статей
Новости
1409.21

      Сегодня Сенсей Сато Сан  - основоположник каратэдо ситорю в СССР, первый  учитель  каратэ в СССР из Японии, сообщил о присвоении WSKF (Всемирной Федерацией каратэдо ситорю) высшей квалификационной степени Российским мастерам:

0709.21
01.08.2021 года во время проведения Олимпийских игр в Токио (Япония) состоялся Совет мастеров ситокай, на котором был присвоен титул СИХАН - трем российским каратэка школы СИТОРЮ .
Телефон:
Адрес:
г. Нижний Новгород, 603000, Нижний Новгород, ул. Варварская д.32.