изучение и развитие стиля каратэдо - ситорю
Телефон:
Адрес:
г. Нижний Новгород, 603000, Нижний Новгород, ул. Варварская д.32.

Билет № 1.4. Биография учителя Итосу Ясуцунэ

« Назад

Билет № 1.4. Биография учителя Итосу Ясуцунэ  10.01.2022 15:27

Итосу Ясуцунэ «Анко» - один из известных мастеров каратэ, создатель современной системы обучения каратэ и учитель мастеров Мабуни, Фунакоси и целого ряда других звёзд каратэ первой половины ХХ века.

         Итосу родился в 1830 году (в других источниках в 1832г.) в деревне Гибо в окрестностях города Сюри. Его семья носила родовое имя Бё и принадлежала к тикудун сундзимэ-но-пэйтин - низшей категории наследных вассалов королевского двора. Когда Итосу был ещё мал его семья перебралась в деревню Ямакава, где и вырос будущий великий мастер каратэ.

         Осиро Тёдзё (1888-1939), ученик наставника Итосу и знаменитый мастер бо-дзюцу, рассказал, что семья его была очень религиозной. На дверце домашней молельни в их доме висела табличка с надписью "Кйтэн" - "Почитание небес", а в нише токонома - свиток со стихотворением:

Храни при себе только один иероглиф "уяма" -"почитание", и проживёшь безбедно жизнь, не совершив дурных поступков!

          Буддийский алтарь в доме Итосу без конца протирали от пыли, в первый и пятнадцатый дни по лунному календарю они всегда подносили на алтарь цветы, а каждое утро ставили на него чашечку со свежим чаем. Как свидетельствует Нагаминэ Сёсин, эти строгие обычаи неукоснительно соблюдаются потомками мастера и в наши дни.

         Вот в такой атмосфере и происходило формирование будущего мастера, который видел в каратэ не средство расправы над врагами, а важный инструмент воспитания активной, полезной для общества, морально и физически здоровой личности. Неудивительно, что Итосу рос мальчиком почтительным, молчаливым и задумчивым. Кстати, и прозвище "Анко" означает "Вечное спокойствие".

После получения начального и общего образования в школе, благодаря замечательному знанию каллиграфического мастерства и положительным личным качествам, Итосу в возрасте около 23 лет был удостоен службы в Управлении документации (сосикори) королевского двора в Сюри в должности карихисся (в современной чиновной структуре эта должность соответствует  должности секретаря). В должности карихисся Итосу прослужил вплоть до ликвидации княжества Рюкю и учреждения японской префектуры в 1879 году.

       О том, кто были первые учителя Итосу Ясуцунэ, то в источниках указываются разные мастера: Накахара, Сирома (Гусукума) из Томари и некий китаец, живший в Томари. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что наибольшее влияние на формирование Итосу, как мастера оказал Мацумура Сокон, в ученики к которому Итосу поступил в возрасте уже за тридцать.

    Согласно получившей распространение версии, знакомство Итосу и Мацумуры состоялось в деревне Сакияма в загородном дворце королевского дома Сё Утяя удон, где во времена королевства дворяне оттачивали своё искусство в чайной церемонии, стрельбе из лука и других воинских искусствах. Тренировался Итосу чрезвычайно упорно. Помимо занятий непосредственно с Мацумурой, во время которых он оттачивал ката, Итосу много занимался самостоятельно, "работая" с макиварой.

        Из всей техники каратэ он, судя по всему, предпочитал прямой удар кулаком и пестовал его днём и ночью, стремясь достичь всесокрушающей мощи. Согласно одной из немного приукрашенных легенд, когда Итосу было уже за сорок, он стал ежедневно приходить к мавзолею рюкюской королевской семьи сё и усиленно закалять свои кулаки ударами о каменные стены. говорят, что поступал так потому, что уже никакая обычная макивара не могла выдержать ударов его кулаков, которые за годы тренировок приобрели прочность гранита. Правда, и стена мавзолея вскоре перестала быть подходящим снарядом для Итосу. Как гласит, предание, однажды он прикрепил соломенную подушку к камню в двухслойной каменной стене мавзолея. И когда он ударил по подушке, из стены с противоположной стороны выскочил камень. А после того, как Итосу ударил по импровизированной макиваре ещё несколько раз, стена вообще разрушилась.

            Итосу большое внимание уделял также физической подготовке, прежде всего, развитию силы. Судя по всему, его можно смело называть первым культуристом на Окинаве. Будучи невысок ростом - меньше 155 см, благодаря упорным тренировкам он превратил своё тело в гору могучих мускулов. Как рассказывает Фунакоси, его грудная клетка "напоминала пивную бочку". По-видимому, этот пассаж следует понимать в том смысле, что в результате специфической физической тренировки Итосу чрезвычайно развил грудные мышцы и мышцы пресса.

           Известно также предание, утверждающее, что однажды на глазах у целой толпы Итосу запросто, безо всякого видимого усилия, одной рукой раздавил ствол тропического бамбука мосотику, отличающегося особой прочностью.

           На тренировке с учениками Итосу был строг, но после занятий буквально преображался. Он был весельчак, балагур и любитель выпить. Как свидетельствует Фунакоси, Итосу никогда не завидовал другим мастерам. Он всегда знакомил его с известными ему мастерами каратэ и наставлял, что нужно от каждого взять то лучшее, в чём он превосходит всех других.

            В апреле 1901г. в результате усилий Итосу и помощи губернатора - Накахара, каратэ было включено в программу физического воспитания Нормальной начальной школы г. Сюри (сюри дзиндзё сёгакко). Руководство занятиями по каратэ было доверено Итосу Ясуцунэ. Это был первый случай преподавания каратэ в стенах государственного учебного заведения и первый шаг к превращению каратэ из полутайного боевого искусства в окинавское народное боевое искусство.

            Итосу преподавал малышам не то прикладное каратэ, которым занимался сам и учил своих взрослых частных учеников. Он адаптировал технику под их возможности, исключил наиболее опасные приёмы, создав новые комплексы формальных упражнений «ката» -  ХЭЙ-АН 1-5 (ПИН-АН), НАЙФАНЧИН НИДАН, НАЙФАН-ЧИН САНДАН, модифицировал ряд уже существующих, таких как ВАНСУ, ЧИНТО, ДЗИИН.

           До наших дней сохранились несколько наставлений Итосу своим ученикам:   «Каратэ помогает развитию не только физической силы, но и учит каждого защищать себя... Вы должны быть полезны всем людям, и никому не приносить вреда. Никогда не пытайтесь ударить, если это возможно, даже неумышленно, ведь вы можете встретить больного или сумасшедшего. Никогда не нападайте на других! Тот, кто изучает каратэ, должен помогать другим... Настоящий каратист избегает конфликтов и ищет мира, поэтому, чем больше он занимается каратэ, тем более вежливым он становится. Таков истинный каратист... » 

Разработав программу "школьного каратэ" для внедрения в средние школы, осенью 1904 года Итосу организовал лекцию для изложения основ своей методики, сущности программы и демонстрации новых комплексов Пин-ан для большого собрания чиновников из Департамента образования префектуры, школьных инспекторов и преподавателей физкультуры из педагогического училища. Предложенная мастером программа и новые ката каратэ получили высокую оценку собравшихся. Чиновники департамента образования префектуры и педагоги были единодушны во мнении, что они могут быть эффективно использованы для физического воспитания школьников средней школы (тюгакко). И в результате Итосу было дано разрешение с начала нового, 1905 учебного года начать преподавание каратэ по этой программе как формы физического воспитания параллельно со стандартной гимнастикой в двух учебных заведениях Окинавы: Первой средней школе префектуры Окинава (Кэнрицу дайити тюгакко) и в Педагогическом училище (Сихан гакко). Столь короткий срок рассмотрения вопроса и единодушное одобрение предложения Итосу чиновниками от образования в немалой степени были связаны с тем, что Япония как раз в это время вела войну против России.

          Надо сказать, что каратэ оправдало свои надежды в подоготовке допризывной молодёжи. После окончания войны, оказавшейся для Японии победной, с триумфом вернулись на родину ветераны - ученики Итосу: Ябу Кенцу, Ханасиро Тёмо и Кутэгата Кэнъю.

      Размышляя над ролью боевых искусств в современном ему обществе, Итосу написал собственноручно в октябре 1907г., в возрасте 77 лет, письмо под названием "Десять пунктов о занятиях каратэ" в адрес Департамента образования префектуры Окинава.

          “Тодэ не возникло из буддизма или конфуцианства. В недалёком прошлом Сёрин рю и Сёрэй рю были завезены из Китая. У обоих  этих стилей есть сходные преимущества и достоинства, которые я хотел бы изложить на бумаге, прежде чем между ними появится слишком много отличий.

       1. Тодэ предназначено в первую очередь на благо здоровья. Для того чтобы защищать своих родителей или своего хозяина, следует атаковать противника, не думая о собственной жизни. Никогда не атакуйте противника, когда он один. Если вы сталкиваетесь  со злодеем или хулиганом, вам не следует использовать тодэ, надо просто парировать или уклониться от его удара и посторониться, уступая

       2. Цель занятий тодэ - сделать тело твёрдым, как камень или железо; кисти рук и ступни ног следует использовать как наконечники стрел; сердца должны быть сильными и храбрыми. Если бы дети начинали заниматься тодэ с начальной школы, то ко дню призыва в армию они были бы хорошо подготовлены к военной службе. Во время своей встречи Веллингтон и Наполеон обсуждали вопрос, связанный с тем, что “завтрашняя победа рождается на сегодняшних площадках для игр”

3. Тодэ невозможно изучить быстро. Подобно медленно двигающемуся волу способному, в конце концов, пройти тысячу миль, если вы будете заниматься серьёзно каждый день, через три или четыре года вы поймёте, что такое тодэ. Сама форма ваших костей изменится. Тот, кто будет заниматься, придерживаясь низложенных правил, познает сущность тодэ.

4. В тодэ большое значение придаётся рукам и ногам, поэтому их надо тщательно тренировать на макивара. Во время тренировки опустите плечи, откройте лёгкие, соберитесь с силами, крепче упритесь ногами в пол, а пальцами ног вцепитесь в землю, опустите вашу внутреннюю энергию (ки) в нижнюю часть живота (сэйка тандэн). Упражняйте каждую руку не менее ста или двухсот раз.

5. При отработке стоек тодэ убедитесь в том, что ваша спина прямая, опустите плечи, сконцентрируйте всю свою энергию в ногах, стойте твёрдо и опустите внутреннюю энергию в нижнюю часть живота (верхняя и нижняя части его должны быть напряжены, и представлять одно целое).

6. Следует отрабатывать приёмы внешней техники тодэ один за другим, многократно. Так как эти приёмы передаются устно, обратите внимание на их объяснение и решите, когда и в какой ситуации можно было бы их применить. Сблизьтесь, отразите атаку, одновременно нанося встречный удар, освободитесь - это правило торитэ (освобождения рук).

7. Вы должны решить, какова цель занятий тодэ - оздоровление организма или повышение вашей профессиональной подготовки.

8. Во время тренировки вам следует представить, что вы на поле битвы. Блокируя  и нанося удары, смотрите на противника пристально и свирепо. Опустите плечи и напрягите тело. Теперь блокируйте удар противника и бейте! Все тренировки должны проходить с таким душевным настроем: в этом случае, оказавшись действительно на поле боя, вы конечно, будете во всеоружии.

9. Не напрягайтесь во время тренировок, потому что внутренняя энергия (ки) поднимается вверх, ваше тело лицо и глаза покраснеют, и ваше тело будет травмировано. Будьте осторожны.

10. В прошлом люди, которые владели тодэ, жили до глубокой старости. Это объясняется тем, что занятия тодэ укрепляют кости и сухожилия, способствуют улучшению работы пищеварительных органов и благоприятно влияют на кровообращение. Поэтому впредь все уроки физкультуры, начиная с начальной школы должны базироваться на изучении тодэ. Если это будет осуществлено на практике и введено в обиход, я думаю, у нас появится множество мужчин, каждый из которых сможет противостоять десяти агрессорам.

       Исходя из всего вышеизложенного, по моему глубокому убеждению, все  студенты окинавского префектурного педагогического колледжа должны заниматься тодэ, для того чтобы по его окончании они смогли обучать детей в школах точно так же, как их этому обучал я. В течении 10 лет тодэ распространится по всей Окинаве и центральной Японии. Это послужит ценным вкладом в дело милитаризации общества. Я надеюсь, что вы тщательно изучите моё послание.

            Анко Итосу, 41-й год эпохи Мэйдзи, год Обезьяны (октябрь 1908 года)        

Итосу Анко умер в 1915 г. в возрасте 85 лет. Но его дело - распространение каратэ и превращение его во всенародное окинавское, и, шире всеяпонское будо - продолжила целая когорта учеников. В их числе следует назвать Кенцу Ябу (1866-1937), Ханасиро Тёмо (1869-1945), Кян Тётоку (1870-1945), Тибан  Тэсин (1885-1869), Токуда Амбун (1886-1945), Осиро Тёдзё (1888-1939), и Сирома (Гусукума) Симпан (1890-1954), а также Фунакоси (1870-1957) и Мабуни Кэнва (1889-1952).

В знак признания заслуг мастера 30 августа 1964 года, группа его родственников и последователей во главе с наставником Тибана Тэсин, единственным к тому времени живым учеником мастера, установила на его могиле в роще Фурусима в Мавадзи, где царят чистота и умиротворённость, памятник с надписью "Дань памяти святому кулачного искусства, сэнсэю "Итосу Анко". Надпись на этом памятнике гласит: "Сэнсэй Итосу Анко родился в местечке Гибо в Сюри в 11-й год правления под девизом Доко (кит. Даогуан;1830), умер в марте 4-го года Тайсё (1915) в Ямакаве в возрасте 85 лет.



Категории статей
Новости
1409.21

      Сегодня Сенсей Сато Сан  - основоположник каратэдо ситорю в СССР, первый  учитель  каратэ в СССР из Японии, сообщил о присвоении WSKF (Всемирной Федерацией каратэдо ситорю) высшей квалификационной степени Российским мастерам:

0709.21
01.08.2021 года во время проведения Олимпийских игр в Токио (Япония) состоялся Совет мастеров ситокай, на котором был присвоен титул СИХАН - трем российским каратэка школы СИТОРЮ .
Телефон:
Адрес:
г. Нижний Новгород, 603000, Нижний Новгород, ул. Варварская д.32.