изучение и развитие стиля каратэдо - ситорю
Телефон:
Адрес:
г. Нижний Новгород, 603000, Нижний Новгород, ул. Варварская д.32.

Билет № 1.2. Развитие каратэ на Окинаве

« Назад

Билет № 1.2. Развитие каратэ на Окинаве  30.08.2021 16:22

jyuhatsu kyoda

Развитие каратэ на Окинаве

Современное каратэдо считается японским боевым искусством, хотя местом зарождения каратэ является вовсе не Япония. Все версии о происхождении каратэдо сходятся в том, что местом возникновения этого боевого искусства является остров Окинава, являющийся на данный момент одним из многочисленных японских островов архипелага Рюкю. Время наиболее бурного развития, тогда ещё кулачного боевого искусства, потому что названия каратэдо ещё не существовало, приходится на период с XV по XVII век. В это время Окинава не принадлежала Японии и являлась самостоятельным государством, хотя и феодально-раздробленным на мелкие княжества. Причиной возникновения кулачного боевого искусства именно на острове Окинава является тот факт, что этот остров находился на пересечении торговых путей из Китая и стран Юго-Восточной Азии, которые обеспечивали Окинаве выгодные культурные отношения. Китай оказывал наибольшее влияние на культуру Окинавы. Окинавцы заимствовали у китайцев не только иероглифы, которыми пользовались в своей письменности наряду с японской слоговой азбукой, но и переняли методы строительства, систему экзаменов для чиновников, моды, рецепты приготовления многих блюд, а также буддизм и конфуцианство. Для укрепления культурных взаимоотношений из Китая ежегодно на остров направлялись дипломатические миссии с дарами для короля Рюкю. Среди таких миссионеров, а также обычных переселенцев, особенно военных чиновников, было немало мастеров кулачного боя, которые и познакомили жителей Окинавы с особенностями своего национального боевого искусства. Множество фактов свидетельствует о том, что кулачное боевое искусство практиковалось в основном среди знати, и многих служащих при королевском дворе специально направляли в Китай для усовершенствования знаний в военном деле.

К сожалению, в большинстве современных книг, рассказывающих о происхождении каратэ, говорится что каратэ практиковалось в основном среди обычного крестьянского сословия как средство самозащиты без оружия от бесчинствующих вассалов и других неприятелей. Но в таких сведениях много противоречивых фактов и они не находят должного подтверждения.

Одна из самых распространённых исторических версий, связана с тем, что сопротивляясь ужесточённым законам клана Сацумы, окинавские крестьяне совершенствовались в искусстве кулачного боя, используя их как приёмы самозащиты. Среди занимающихся и местного населения кулачное боевое искусство получило название «Тэ».

  В 1609г. японский  наместник  издал специальный эдикт, возобновляющий фактически повсеместно принятый запрет на оружие. Считают, что эффект этого указа оказался обратным! Теперь этот закон ударил, прежде всего, по мелкой и средней знати. За обладание оружием сурово карались целые деревни, а способ соблюдения закона доходил до унизительных для жителей острова мер. В некоторых деревнях секиры и ножи были прикованы цепью к столбу в центре деревни, и только там можно было ими пользоваться. Возмущённое население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны. Один из таких союзов возник в 1629 году. Его деятельность была направлена к подготовке восстания против захватчиков. Важными элементами подготовки были изучение искусства рукопашного боя с оружием и без оружия. Участие в таких тренировках считалось проявлением патриотизма, свидетельствовало об определённой политической активности человека, подчёркивало его приверженность традициям и культурным ценностям, которые были уничтожены японцами. Тренировки заговорщиков проводились в глубочайшей тайне в многочисленных пещерах острова или в горах на лоне дикой природы. Как правило, бойцы занимались только ночью.

  Во время тренировок в лесу окружающие банановые деревья “гадзимару” становились воображаемыми противниками, и по команде мастера ученики отрабатывали на их очень “мясистых” стволах и листьях удары ногами и кулаками, захваты и удушения. Сбегая по склонам холмов, ученики огибали растущие кусты и деревья, прыгали и кувыркались, развивая способность уклоняться от ударов противника. Много часов они тратили на укрепление рук, разминая в ладонях куски сухой глины. Очень важной частью тренировок была отработка техники ударов на специальном устройстве “макивара”, но основной формой тренировок было многократное повторение специальных упражнений “ката”, позволяющих освоить технику боя без помощи партнёра. Различные “ката” повторяли снова и снова десятки, сотни  тысячи раз подряд. Результатом такой работы были - невероятный технический уровень и ошеломляющая эффективность. Искусство этих бойцов было очень высоко. Подобная подготовка не могла обойтись и без соперничества. Мастера никогда не раскрывали друг другу своих секретов.

  Традиция проведения тренировок ночью была одним из способов сохранения тайны. Более того, передавая свою технику ученикам, мастер открывал им далеко не всё. Существовало как бы несколько уровней освоения техники: первый – только для себя, второй – для членов своей семьи и самых близких учеников, третий – для всех остальных.

  Между представителями отдельных групп периодически возникали конфликты и споры об относительном уровне мастерства. Такие споры разрешались поединками. Смертельный поединок между двумя мастерами назывался “какидамэси”. По поводу данной исторической версии Марк Бишоп исследуя, исторические корни развития Окинавских боевых искусств писал в своей книге «Окинавское каратэ» следующее: «Среди изученных мной исторических фактов я не нашёл ни малейшего намёка на то, что безоружные окинавские крестьяне создавали боевые системы самозащиты с целью свержения правителей клана Сацумы, хотя это довольно распространённая точка зрения. Существует множество доказательств того, что после 1609 года боевое искусство практиковалось в качестве средства самообороны среди знати. За ним последовало ТОДЭ, появившееся в конце XIX –начале XX века, распространившееся среди слоёв сидзоку  и их потомков.

  Вина за распространение подобных романтических мифов ложится на самих окинавцев, в предвоенные годы всеобщей милитаризации Японии, предвидевших ту роль, которую каратэ смогло сыграть в военной подготовке, и, на правах собственника, постаравшихся скрыть его китайские корни ».

  Как бы то ни было, в существующих историях о первых мастерах  кулачного искусства сообщается, что они далеко были не крестьянами, а принадлежали высшему сословию.

Так почему же современное каратэдо, переродившееся из китайских боевых искусств на Окинаве и пришедшее в Японию после завоевания ей Окинавы, называется японским боевым искусством?

Ответить на этот вопрос нам поможет высказывание одного из японских мастеров современного каратэдо школы Ситорю Мандзо Ивата, который, по проблеме происхождения каратэдо, говорит следующее: "Если рассмотреть проблему происхождения каратэдо с разных сторон, то можно прийти к выводу, что оно определённо испытало на себе влияние китайского боевого искусства. При этом передаваясь на протяжении долгого времени в Японии, под влиянием национальных особенностей японцев и их культурного окружения, видоизменилось, японизировалось и выросло в самостоятельное, отличное от китайского, боевое искусство, которое мы называем - каратэдо".



Категории статей
Новости
1409.21

      Сегодня Сенсей Сато Сан  - основоположник каратэдо ситорю в СССР, первый  учитель  каратэ в СССР из Японии, сообщил о присвоении WSKF (Всемирной Федерацией каратэдо ситорю) высшей квалификационной степени Российским мастерам:

0709.21
01.08.2021 года во время проведения Олимпийских игр в Токио (Япония) состоялся Совет мастеров ситокай, на котором был присвоен титул СИХАН - трем российским каратэка школы СИТОРЮ .
Телефон:
Адрес:
г. Нижний Новгород, 603000, Нижний Новгород, ул. Варварская д.32.